Главная » Файлы » Мои файлы

«История и экологическое состояние дендрария»
[ Скачать с сервера (102.7 Kb) ] 13.02.2013, 19:12

Проведя небольшой опрос, среди старшеклассников и среди знакомых мы выяснили, что не все знают, что у нас в с. Пушкино, в 15 км., от г. Куртамыша есть парк, который называется дендрарий. Не говоря уже о таких вопросах: кем и когда был посажен парк. А  ведь дендропарк – это настоящая достопримечательность нашего района, да и всей нашей области. Занимаясь изучением  дендропарка, мы узнали много интересных фактов из жизни этого села и экологического состояния парка. По завершении работы нас с одной стороны переполняет гордость и радость, с другой стороны боль и тревога за исчезновение и уменьшение количества многих видов растений. Поэтому помимо изучения истории появления парка в этом селе, мы решили провести исследование причин исчезновения растений.   

(От 25 высаженных первоначально видов на сегодняшний день осталось около 21 видов растений).

         Цель: собрать материал по истории создания парка, изучить жизненное состояние растений дендропарка.

Задачи:

1.    Изучить литературу.

2.    Провести исследование истории образования дендрария  на территории села Пушкино, Куртамышского района, Курганской области.

3.    Взять интервью у жителей о значении дендрария (Гончарова Николая Петровича, Конновой Татьяны Семеновны).

4.    Провести опрос-анкетирование по знанию обучающимися и взрослыми истории посадки дендропарка

5.    Изучить разновидностью деревьев.

6.    Провести биологический мониторинг на экологическое состояние данной территории по сосне.

7.    Сделать электронную презентацию о парке.

8.    Оформить фотовыставку о дендропарке в школьном  и районном музее и  провести классные часы для старшеклассников по истории дендропарка

   9.      Создать экологический сайт

 

 

Актуальность: жители г. Куртамыша должны знать историю своей малой Родины,  гордиться его достопримечательностями, знать о динамике изменений, предпринимать меры по охране природы, чтобы беречь дендропарк для будущих поколений.

На основании собранного краеведческого материала, был подготовлен и проведен классный час для старшеклассников «Дендропарк – история и современность», оформлена фотовыставка «Моя малая Родина» в школьном музее. Затем было проведено исследование жизненного состояния дендропарка.                                                  

Методика изучения жизненного состояния парка включает три важнейшие составные части:

1)   Выбор площадки и отбор деревьев для проведения измерений.

2)   Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев.

3)   Оценка и интерпретация данных,  представление результатов исследования.       

Суть подхода заключается  в том, что по различным признакам исследуемого вида живого организма (в данном случае – сосны) мы судим о состоянии окружающей среды (общем жизненном состоянии парка). Другими словами, индикаторный вид своим состоянием информирует нас о неблагополучии внешних условий. Какие именно внешние условия вызывают ту или иную реакцию дерева на неблагоприятные воздействия - особый, достаточно сложный вопрос. Мы выбрали дерево - сосну. Почему сосна? Выбор данного вида не случаен. Сосна как нельзя лучше подходит в качестве модельного вида - биоиндикатора. Она очень чутко реагирует на малейшее изменение условий произрастания, в том числе и загрязнения среды.

Паспорт выбранной площадки

1.Площадка находится в 15 км., от г. Куртамыша

2. а) Равнинный участок;

    б) Тип почвы – подзолистая, подстилающая порода.

3.Наземную растительность составляют деревья, кустарники (их на сегодняшний день около 23 вида) и травы. Возраст деревьев и кустарников –50 лет.

4.Основные данные о деревьях:

а) Есть небольшие механические повреждения;

   б) Повреждения от насекомых и грибов не были замечены.

Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев

Перед тем как изложить правила описания ОЖС следует остановиться на некоторых биологических особенностях деревьев и их использовании в биоиндикации.

Известно, что при ухудшении условий произрастания у сосны (как, впрочем, и у большинства других пород деревьев) наблюдается следующие реакции:

1. дефолиация, то есть опадение листвы (хвои), внешние проявляющееся в снижении обычной густоты кроны.

2.    потеря естественной окраски (пожелтение) кроны.

Эти явления, по мере ухудшения жизненного состояния дерева прогрессируют, вплоть до полного отмирания дерева. Схожие измеряемые реакции организма на множественные изменения среды и составляют суть метода биоиндикации. На этих принципах и базируется методика оценки ОЖС деревьев.

Для правильного описания очень важно выбрать точку с хорошим обзором  всего дерева. Наблюдать и описывать дерево необходимо с разных сторон. При выборе точки обзора важно помнить, что оптимальный вид с поверхности земли на дерево открывается с расстояния  в одну высоту дерева от ствола, на наклонной поверхности (в горах, на склоне холма) лучший вид - с позиции на уровне середины крона.

Заключение

Мы изучили литературу, узнали историю создания пушкинского дендрария, провели опрос жителей с. Пушкино Гончарова Н.П., Коннову Т.С., провели классный час на тему: «Дендарий –история и современность». Дендрарий был создан 50 лет назад, в 1962 году. Автор проекта, основатель – Катаев Борис Аркадьевич, лесничий Растатуркинского лесничества (далее переименованное в пушкинское) Исследуя деревья парка, мы пришли к выводу, что они ослаблены. У хвойных деревьев крона сильно ажурная, хвоя бледно-зеленая или матовая либо обожжена более 1/3, прирост очень слабый, усыхание до 2/3 кроны, повреждения корневых лап или ствола, окольцовывающие их до 2/3, попытки поселения или местные поселения стволовых вредителей, плодовые тела или иные признаки деятельности деревообрабатывающих грибов на стволе и корневых лапах. А у лиственных  крона сильно ажурная, листва очень мелкая, светлая, рано желтеет и опадает, прирост очень слабый или отсутствует, усыхает до 2/3 кроны, повреждение ствола и корневых лап на 2/3, попытки поселения стволовых вредителей, множественные водяные побеги, плодовые тела или иные признаки деятельности дереворазрушающих грибов на стволе. 

Работая над темой своей исследовательской работы, убедились, что мы и наши сверстники знаем очень мало о дендропарке (проведён ряд опросов). А ведь каждое растение – интересный, загадочный мир. Нужно  только уметь наблюдать, видеть,  понимать наших зеленых друзей. Нужно учиться понимать их и беречь.

Многие люди не представляют себе всей ценности разнообразного мира дикорастущих растений. По богатству витаминов, минеральных соединений и других биологических активных веществ они не уступают, а многие даже превосходят культурные растения.

Дикорастущие растения не  требуют особого ухода, затрат, обработки техники, химических веществ. Они нуждаются в единственном – естественных условиях произрастания, бережном отношении, охране от уничтожения.

         Не одно поколение нашего района будет с благодарностью вспоминать тех, кто посадил этот замечательный парк. И мы рады, что смогли приложить свои силы к делу сохранения памяти о истории  и экологии этого памятника природы.

Литература

1.Биологический энциклопедический словарь, Издательство «Советская Энциклопедия»,1989 г..

2.Новая иллюстрированная энциклопедия, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005 г.

3.«Энциклопедия живой природы», издательство «Олма Медиа Групп», 2006 г..

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: bulca
Просмотров: 1662 | Загрузок: 65 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0